Дистанционное обучение в Казахстане удобно для тех, у кого напряженный рабочий график, удобно для людей с ограниченными возможностями, а также для всех, кому проще общаться
дистанционно. Cамым большим достижением, до которого добралась и наша страна, стала возможность
получения образования на любой вкус и кошелек, практически не выходя из дома. Дистанционное обучение, или дистанционное образование, - это относительно новый вид образования, при котором студент не привязан к месту своего обучения так сильно, как раньше. Как и многое другое в сфере обучения, дистанционное
образование пришло к нам из-за рубежа.
На сегодняшний день в связи с интенсивным внедрением и использованием новых технологий, с возрастающими потребностями общества в получении качественного, доступного образования без отрыва от основной деятельности, места жительства на смену традиционным формам обучения приходит дистанционное обучение, имеющее следующие преимущества перед очным: оперативные; информационные; коммуникационные;
педагогические; психологические; экономические; эргономические. «параллельность»; новые информационные технологии и т. д.; «социальность»; «интернациональность»; удовлетворять потребности страны
в качественно подготовленных специалистах; развивать единое образовательное пространство, которое будет удовлетворять потребности населения в образовательных услугах независимо от их места проживания, состояния здоровья, элитарности, материальной обеспеченности и др.; повышать социальную и профессиональную мобильность населения, его предпринимательскую и социальную активность, кругозор и уровень самосознания.
Для того, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие, при дистанционном обучении используется целый набор инструментов, включая интерактивные компьютерные программы, Интернет, электронную почту, телефон,
факс и обычную почту.
Дистанционное образование становится чрезвычайно популярной формой обучения в силу своего удобства и гибкости. Оно устраняет основной барьер, удерживающий многих профессионалов и деловых людей от продолжения образования, избавляя от необходимости посещать занятия по установленному расписанию. Обучающиеся дистанционно, могут выбирать удобное для себя время занятий согласно собственному расписанию.
Важнейшим принципом дистанционного обучения является доступность. То есть каждый может стать «виртуальным студентом».
Существуют три основные характеристики качественной программы дистанционного образования для взрослых студентов:
· структура курса;
· средства и способы коммуникации;
· поддержка и контакт со студентами.
Можно выделить следующие принципы которые должна включать программа дистанционного образования:
1. Уравновешенность системы «качество-доступность» может быть достигнуто при сочетании эффективного финансирования, при котором средства идут на создание образовательного пространства с оптимальной организацией процесса обучения.
2. Учебно-методическая работа преподавателей предполагает выход на новый уровень - сотрудничество со специалистами по психологии и информационным технологиям, а также со студентами и пользователями Интернет.
3. Образование «online» должно быть в некотором смысле универсальным.
4. Проблемой виртуального обучения является критерий оценки знаний.
5. Учащийся должен иметь право выбора наиболее доступной и удобной для него формы обучения.
Дистанционное образование создает широкие возможности для применения обучающих и информационных технологий, подразумевая их совместное применение.
Рассмотрим одно из самых старых определений дистанционного образования: это последовательная коммуникация двух физически удаленных субъектов - студента и поддерживающей организации. Коммуникация бывает двух видов: односторонняя: поддерживающая организация доставляет студенту обучающие материалы
и двусторонняя: студент и поддерживающая организация могут обмениваться данными между собой. Фактически, с 1728 года по сей день концепция дистанционного образования осталась прежней: менялись только каналы коммуникации. В настоящее время в развитии дистанционного обучения можно выделить несколько этапов.
Первый этап связан с активным развитием дешевого способа книгопечатания, а также национальных почтовых сервисов и железнодорожного сообщения (с середины ХIХ в.), что сделало возможным доставку учебных материалов к многочисленным удаленным обучающимся и привело к появлению корреспондентского
обучения.
Начало второму этапу положило создание Открытого университета Великобритании в 1969г. В университете впервые были разработаны качественные учебные и методические материалы, ориентированные именно на дистанционное обучение, которые студенты получали в печатном виде, для них велась трансляция радиопередач, затем появились кассеты.
Третий этап развития дистанционного обучения связывается с появлением новых информационных и коммуникационных технологий, основанных на использовании компьютерной техники и глобальной сети Интернет.
Двадцатый век принес много новых технологий, доступных каждому: радио и телевидение, а позже и Интернет. Они внесли серьезные изменения в сам процесс корреспондентского обучения, но
оставили нетронутой его суть. Сегодня как никогда раньше, стало просто и доступно получить образование прямо из дома. Причем, это необязательно должно быть высшее профессионально образование. Дистанционно можно изучать иностранные языки, фотографическое искусство, рисование и дизайн, флористику и фен-шуй.
Возможности безграничны, а возможные перспективы впечатляют.
Можно сделать вывод, что дистанционное обучение это обучение, имеющее свою историю возникновения, своих первых организаторов. Начиная какое либо исследование необходимо всегда обращаться к истории, для того, чтобы понять с чего все начиналось, какие предпосылки были даны для развития, с какими трудностями сталкивались первопроходцы в данном направлении и т. д. Интернет действительно позволил сделать дистанционное обучение открытым - сегодня распространенным и привычным становится то, начало чему почти триста лет назад положил К.Филипс, сегодня реально то, о чем мечтал альтруист И.Питман. А именно - каждый человек, независимо от возраста, способностей, географического положения может стать тем, кем он мечтает.