«Быть учителем – не служба, а Богом данное призвание.
Высокую душу для этого следует иметь, способную отдать свой
пламень другим людям, ничего не требуя взамен».
Ыбырай Алтынсарин
На протяжении всего времени существования система ТиПО представляет собой важное звено образовательной траектории молодёжи. Этот уровень образования является ключевым этапом между получением теоретических знаний и применением практических навыков на производстве. О возрастающей популярности обучения в колледжах
свидетельствует увеличение контингента обучающихся. Так, за годы независимости контингент организаций ТиПО увеличился на 5,4% и составил в 2016 году 489,2 тыс. человек.
Поскольку в колледжи поступают преимущественно выпускники 9-х классов в возрасте 15-16 лет, то во время обучения на специальность происходит изменение их структуры личности, соответственно после обучения, к 18-ти годам, молодые люди должны войти во взрослую жизнь, не испытав при этом стрессовых ситуаций и
разочарования. В этой связи на педагогов системы ТиПО возлагается большая задача по организации учебного и воспитательного процесса в русле обеспечения социализации личности студента в обществе.
Социализация представляет собой сложный, многосторонний процесс общественного формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной
воспитательной деятельности общества. Если социализация происходит успешно, то студент становится полноправным членом общества, готовым к выполнению общественных функций: трудовой деятельности и реализации своих гражданских прав и обязанностей.
Таким образом, образование является ключевым инструментом социализации личности студента. При этом
эффективность этого инструмента заключается в правильном взаимодействии студенческого и педагогического сообщества, на основе которого закладываются основные ценностные ориентации, усваиваются базовые социальные норы и отклонения от них, формируется мотивация социального поведения.
Личность студента – это личность молодого человека, готовящегося к высококвалифицированному выполнению функций специалиста в той или иной области трудовой деятельности. В ходе обучения у него должны быть сформированы необходимые для этого качества, знания, навыки, умения. Однако, следует признать, что ментальность отечественного технического и профессионального образования до сегодняшнего дня
не в полной мере учитывает характеристики личности студента, позволяющие ему существовать в современной реальности, обладать способностями жить во многих реальностях одновременно. Это противоречие в практике скрывается в нетрадиционной для обыденного понимания сущности его проблем.
В этой связи интересным представляется изучение поведения студентов с точки зрения социологической
науки. Так, российские исследователи условно разделяют студентов на 3 группы:
1) студенты, ориентированные на образование, так как оно дает возможность получить профессию: они хотят
работать по специальности, у них есть интерес к работе и стремление реализовать себя в профессии;
2) студенты, ориентированные на бизнес: для них учеба – инструмент возможной стартовой ступени;
3) неопределившиеся студенты: их отношение к учебе и будущей профессии размыты, в их позициях нет ясности и определенности, для них вообще процесс самоопределения и целеустремленности не характерен.
Американский социолог Мартин Троу, изучая студенческую среду, выделил четыре типа студентов:
1) коллегиалы – общественники, которые отличаются активностью в студенческой жизни и тратят на это много своего времени;
2) профессионалы – для них будущая профессия – самое главное, этому подчиняется вся их студенческая жизнь.
3) академики – будущие преподаватели;
4) нонконформисты – «золотая молодежь», которая учится ради диплома, чтобы угодить родителям.
Очевидно, что в обоих подходах последние («неопределившиеся» и «нонконформисты») требуют наиболее повышенного внимания со стороны педагогов, поскольку представляют собой группу «риска» социализации.
Каким образом следует работать со студентами, чтоб действенно и правильно направить их на путь гармоничного развития с окружающим обществом? Формировать политику взаимоотношений необходимо в двух плоскостях: воспитательной (межличностной) и образовательной (профессиональной).
Воспитательная функция педагога заключается в построении траектории общения со студентами, способной сформировать устойчивый характер личности. Так, отношения преподавателя и студента должны утратить характер принуждения и перейти к сотрудничеству. Исторически студент воспринимается как подчиненный объект обучения, он всегда должен, а преподаватель воплощен в образе командира или судьи, который всегда прав.
В условиях рыночной экономики и глобализации следует переходить к равным партнерским отношениям. Не все преподаватели умеют преподавать и понимают молодежь, их учебная нагрузка перегружена, а студенты, в свою очередь, зачастую живут от лекции к лекции, от занятия к занятию, редко находятся в творческом поиске.
Сохранение селективного и пассивного обучения усиливает социальную дифференциацию, активный студент становится «любимым», а пассивный – обделен вниманием преподавателя.
Дезинтеграция педагога и студентов выступает барьером их успешной профессиональной карьеры, свидетельствуя о социальной дискриминации и нежелании адаптировать студенческий коллектив к взрослой жизни.
Задача педагога – обеспечить равенство всех обучающихся и их максимальное вовлечение в мероприятия колледжа, направленные на нравственное воспитание.
Другим аспектом формирования модели успешного выпускника колледжа, способного занять достойное
место в обществе, является профессиональная подготовленность. От качественно выстроенной образовательной траектории зависит то, насколько востребованным специалистом в будущем будет студент.
Современное ТиПО ориентировано на подготовку качественных специалистов для всех отраслей
экономики. Сегодня качество выпускника как будущего специалиста является одним из важнейших критериев оценки деятельности учебного заведения. При этом в учебном процессе превалирующим становится принцип «научить учиться, привить умения самостоятельно наполнять свои знания, ориентироваться в потокестремительно изменяющейся информации».
В этой связи становится очевидным, что педагоги колледжей должны готовить будущих специалистов, не просто нацеленными на продолжение своего образования, а готовых к нему на качественно новом уровне, вооруженных навыками использования передовых технологий. То есть роль педагога заключается в отходе от теоретизированного преподавания к прикладному (практическому). Этому в настоящее время способствует внедрение в Республике Казахстан дуального образования. В свою очередь, прикладной характер образования требует от преподавателей отойти от традиционных рамок работы к проактивным методам преподавания: проектированию, тренингам, мастер-классам, интерактивным дискуссиям, решение кейсов и т.п.
Помимо прикладных навыков, важно развивать у студентов аналитические навыки, что в будущем
позволит студентам вырабатывать собственное профессиональное мнение и давать оценку событиям, происходящим в обществе. Этому будет способствовать вовлечение студентов в исследовательскую деятельность. Так, можно сочетать индивидуальные и коллективные формы проведения исследований на занятиях, формировать проблемные ситуации и пути их решения, создавать ситуации совместной поисковой деятельности в решении учебных и исследовательских задач. В этом контексте педагог должен выступать не только в роли носителя новой информации, но и умело организовывать самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность студентов.
Таким образом, система ТиПО должна служить не столько профессиональным целям, сколько готовить молодых
специалистов, освоивших первую профессию, к жизни в условиях современного общества. Студенты должны понимать, что в первую очередь они – граждане страны, а во вторую очередь – профессионалы. В этом и заключается комплексная роль педагога колледжа в формировании целостной личности студентов.